|
Комедия «наоборот» или «просто спектакль», где не все так просто
|
«Комедии, которые просто смешат людей, не заслуживают того, чтобы их ставили». Коки Митани
|
Длинный стол посередине сцены. Два стула по краям. Тусклая лампа. Маленькое окно с белыми рамами. Лестница-стремянка. Черная стена. За столом – двое: низкий полный мужчина с бесстрастным выражением лица и высокий, ссутулившийся тип, нервно поправляющий волосы. Представитель власти и подчиненный. Цензор и Автор. «У меня все. Вы свободны. До завтра».
«До завтра!» - новая постановка нижегородского театра «Zоопарк», «просто спектакль» по пьесе Коки Митани «Академия смеха». Режиссер – заслуженный артист России Александр Сучков. В ролях – Лев Харламов (Цензор) и Олег Шапков (Автор). Читая название пьесы японского драматурга, зрители наверняка ожидали увидеть традиционную комедию с захватывающим сюжетом и фейерверком шуток. Что ж, смешно было, однако... Не все так просто в этом «просто спектакле». Как с горечью заметил Цензор, «зачем нам театр? Не время теперь предаваться утехам…» Да, утехам герои точно не предавались. Вернее, они вместе с автором, режиссером и зрителем погрузились в волнующие, бездонные размышления. О чем? О жизни, о чести, о долге, о сильных и слабых мира сего и, конечно, об искусстве. О жизни в искусстве. Как порой бывает сложно почувствовать тонкую грань между правдой и фальшью, как больно однажды встретить непонимание и не потерять при этом веры, сколько мужества надо, чтобы с достоинством пройти путь до конца и не изменить идеалам. День первый, день второй, день третий… день последний… «До завтра!» можно назвать спектаклем-диалогом, даже спектаклем-спором двух личностей, абсолютно противоположных и одновременно удивительно похожих. Кто же из них достоин звания истинного художника? Какую игру затеяли создатели этого «просто»?..
На первый взгляд, ситуация, представленная в спектакле, довольно типична. Автор пришел на прием к Цензору, чтобы получить разрешение на постановку своей новой комедии. Казалось бы, публика сразу ощущает, кто есть кто, ведь образы прорисованы с необычайной точностью. Раскрытию характеров во многом помогает предметный мир спектакля. Нарочито длинный стол подчеркивает, насколько далеки собеседники. У Цензора, как у хозяина положения, стул с высокой спинкой, у Автора – с низкой. Красные закладки, с которыми работает Цензор, не только контрастируют с мрачным сценическим оформлением, но вносят ощущение дисгармонии. Наконец, у каждого актера есть характерный набор средств, с помощью которых ему удается «вылепить» своего героя ярким и непохожим. Автор явно чувствует себя «не в своей тарелке». Он неловко переминается с ноги на ногу, ерзает на стуле, смотрит на Цензора с опаской, в разговорах с ним тараторит и заикается. Движения его суетливы, а выражение лица меняется каждую секунду – от испуга, растерянности и раболепия до изумления и усмешки. Неслучайно он появляется на сцене задолго до начала действия. В зале еще шумно, зрители суетятся в поисках мест, но понимают – спектакль уже идет. За неимоверно длинный стол садится Олег Шапков. Ждет в полумраке кабинета, съежившись и словно готовясь в любой момент провалиться сквозь землю. Нервно покачивается на стуле, то зажимая руки между колен, то ковыряя краешек стола. Актер мастерски передает внутреннее волнение героя и сразу «берет зал в свои руки». Кажется – еще немного, и бесконечное ожидание выльется в истерику. Время течет мучительно медленно, и чем дольше тянется эта немая сцена, тем больше сострадания зритель испытывает к Автору. В тот момент, когда напряжение достигает высшей точки, происходит взрыв – неистовая барабанная дробь и резкая вспышка прожекторов. На сцене возникает Лев Харламов. Руки по швам, ноги «четко печатают шаг», железно попадая в такт оглушительным ударам барабанов. Волосы строго собраны в маленький хвостик на затылке, рубашка с высоким воротом застегнута под горло, пиджак длинный и прямой. «Я заставил вас ждать. Сидите. Я буду вести ваше дело», - произносит он, чеканя слова. Интонации так же однообразны, как движения и выражение лица. Цензор всем своим видом хочет показать, что он грозен и непоколебим, держится сухо и никогда не улыбается. Мимика отсутствует полностью – человеческое лицо будто заморожено или скрыто непробиваемой маской. Разве может этот человек, далекий от всех видов искусства, «сухарь» по природе, понимать что-либо в театре? Другое дело – Автор. Он, чья жизнь проходит за кулисами, лучше знает, что нужно ставить и как нужно ставить! Вот она – вечная трагедия творческих личностей, вынужденных терпеть тупую критику и цензуру. К сожалению, в жизни чаще всего так и бывает, но «Zоопарк» не был бы «Zоопарком», если бы не пытался уйти от стандартов.
Если внимательно рассмотреть образ Цензора, можно заметить, что при внешней уравновешенности и монотонности в поведении героя есть элемент непредсказуемости: он то резко вскакивает, пристально заглядывая в лицо Автору, то ударяет кулаком по столу, повышая голос до крика. Через внешний защитный слой прорывается живой человек, причем дальше – больше. Цензор изначально подается как двойственный персонаж. Он только хочет казаться серьезным должностным лицом, но получается ли у него это? Уже первые реплики говорят о том, что напыщенность – не более чем видимость. Рассуждая о культурной политике, герой вдруг перескакивает на разговор о вороне, который живет у него дома и доставляет много хлопот. Речь становится свободнее, в интонациях появляется теплота. Оказывается, не такой уж он страшный, но… проходит несколько минут, и снова тон, не терпящий возражений, снова «заведенная» походка с руками за спиной. Внутренняя борьба с собой делает Цензора смешным и нелепым. Каких трудов ему стоит сохранять внешнюю холодность! Он будто не знает, как себя вести, и постоянно мечется между разными состояниями. Накануне последней встречи с Автором его охватывает истерика – в отчаянии, потеряв контроль над собой и не зная, куда выплеснуть накопившуюся энергию, Цензор передвигает тяжелый стол. Кто он, этот орущий от боли мужчина с иступленным взглядом? Бешеный монстр, запертый в клетке… или тонкая индивидуальность?..
Можно сказать, что спектакль держится на двух уровнях. Первый - диалоги Автора с Цензором. Второй - сцены, где Цензор остается наедине с собой. Тут-то у зрителя не остается никаких сомнений: в этом грубом теле трепещет нежная, прекрасная душа. Он с нетерпением набрасывается на булочки, принесенные Автором, по-детски непосредственно радуется подаренным зябликам и скворечнику для ворона. Но дело не в сюжетных мелочах… Главное, что герой проникается пьесой, в нем пробуждается живое отношение к ней. «Ваш Гамлет только говорит о мести за смерть отца, а сам ничего для этого не делает», - возмущается Цензор. Он тонко чувствует искусство, прежде всего, требуя от него правды. Начиная репетировать вместе с Автором, герой раскрывается. Снимает пиджак, расстегивает рубашку, раскрепощается, разыгрывая примитивные фрагменты из комедии. Не случайно второе действие начинается со сцены репетиции.
Если «приглядеться» к образу Автора, выясняется, что он - далеко не воплощение подлинного таланта. По сути, его понимание комедии сводится к тому, чтобы зрителям было как можно смешнее. Все, на что способен как драматург – переделывать Шекспира. Все, на что способен, как человек театра – механически зачитывать текст, будто боясь сбиться с ритма и заговорить живыми интонациями. Демонстрируя свою комедию, он становится таким же невыразительным, каким вначале был Цензор. Залезает на стульчик подобно жалкому школьнику-неумехе. Ну и потом: разве будет уважающий себя Автор потакать мелким прихотям «пустоголового» Цензора, так переделывая пьесу, что «с каждым днем она становится все глупее и глупее»? Разве решится по-настоящему талантливый драматург изменить своим убеждениям и идеалам? Наверное, только в том случае, если ему самому нечего сказать…
Парадокс… Все средства, работающие на создание образов в начале спектакля – лишь обман. Зрители действительно предполагают, что Цензор – типичный представитель власти, мнящий о себе много, но ничего не смыслящий в искусстве. Автор же, наоборот, тонко понимает специфику театра и тихонько посмеивается над Цензором. Однако все оказывается совершенно наоборот – герои лихо меняются местами по принципу производного контраста. «Сейчас не время разыгрывать любовные истории. Возмездие, месть, готовность отдать жизнь за кого-то другого – вот тема сегодняшнего дня!» - говорит Цензор. Или: «Театр должен воспитывать зрителя, пробуждать в нем активную жизненную позицию». Возможно ли это, когда «звезда бесцельно слоняется по сцене, тараторит свои реплики как балаболка, бесконечно теряет вставные челюсти и глотает шпагу в самых несуразных местах»? Из них двоих именно Цензор произносит истины: «Я не понимаю, какие нужно иметь мозги, чтобы смеяться над этим!»
Но столь удивительная метаморфоза – не единственный обман. Впереди – финальный поворот: на самом деле Цензор нарочно «выдвигал самые несуразные требования, затягивая с ответом», а Автор нарочно исполнял их. («Это мой способ борьбы – переделывать, как того требует цензура, доводя пьесу до абсурда»). Цензора потрясли сила воли и упорство, благодаря которым Автор шел на все ради постановки новой пьесы. Ради того, чтобы театр жил. Чтобы, приходя на простую комедию, зритель радовался и верил в счастье. Наконец, именно Автор научил Цензора понимать искусство и подтолкнул его к творчеству… На таких крутых виражах строится «просто спектакль».
Есть в этой на первый взгляд комедийной истории какая-то печальная нотка. Спектакль можно назвать поистине единым организмом. Спектаклем-монолитом, в котором все средства находятся в тесной, неразрывной связи – сценография, костюмы, свет, музыка, игра актеров. Ничего лишнего. Предельно лаконично и содержательно. Свежо, без штампов и тяжелых поучений. Именно этой постановкой «Zоопарк» доказывает, что театр – искусство, прежде всего, синтетическое, а главное в нем – «ощущение сегодняшнего дня», то есть максимальная близость современному зрителю.
…Вопросы остались открытыми. Впереди лишь многоточие – потухшая лампа, чернеющая пустота за окном и безызвестность. Ветер и алые лепестки, залетающие в мрачную комнату… «Я благодарен вам за то, что вы открыли мне мир, которого я раньше не замечал. Я хочу, чтобы вы заставляли меня смеяться!..» - говорит Цензор – Харламов Автору – Шапкову. Итак, до завтра! А что будет завтра, что?..
СМИ о спектакле "До завтра!"
о спектакле "До завтра!"
репертуар театра "Zоопарк"
афиша театра "Zоопарк"
сайт театра "Zоопарк"
|