Приближение  

На малой сцене ТЮЗа прошла премьера спектакля с экзотическим названием "Фак`S", созданного не менее экзотическим для нижегородского театрального ландшафта "Zоопарком". Режиссер постановки - Александр Ряписов, а к неизменному актерскому дуэту театра Олег Шапков - Лев Харламов присоединились известные нижегородские актрисы.

В основе сюжета - пьеса "Closer" Патрика Марбера, по которой снят фильм "Близость" с Робертс, Портман, Лоу и Оуэном. Но сравнения неуместны: даже тот, кому фильм знаком, сходу не определит, кто из персонажей спектакля кому из киногероев соответствует, - здесь все другие. Путаные отношения внутри "любовного четырехугольника" остроумно названы "квадрокомедией в 12 новеллах". Каждую новеллу объявляют неопознанные мужские губы на экране, выполняющие примерно ту же функцию, что герой Меньшова в фильме "Любовь и голуби": "Новелла такая-то. Сложная!".

Чувствительным зрителям следует сказать сразу: да, в этом спектакле звучит мат и много говорят о сексе. Возможно, это привлечет в зал "субкультурную" молодежь и отпугнет театралов традиционной ориентации. Но невозможно заподозрить, чтобы пьеса была выбрана на потребу первой части публики и ради эпатирования второй. "Zоопарк" - театр, во-первых, независимый и может себе позволить ставить лишь то, что искренне интересно и близко его участникам, а во-вторых, просто талантливый, способный облагородить даже небесспорный материал своей умной подачей. В спектакле есть изящество, такт, ирония и при этом - обезоруживающая откровенность, смелость разоблачаться (не только буквально), честность и прямота, нейтрализующие пошлость.

Пожалуй, в "ФакSе" есть лишь одна сцена "за гранью". На экран транслируется переписка Ларри (Харламов) и Дана (Шапков) через Интернет, причем Дан представляется женщиной. Эта "новелла" была заявлена как "немая", и зрители, считывая с экрана похабщину, действительно стыдливо онемели. Хотя логичней было бы рассмеяться над абсурдностью ситуации, тем более что актеры на сцене делали все, чтобы придать комизм тому, что на экране.

В переводе пьеса Марбера называется "Ближе". И тема "близости" обыгрывается разнообразно. Даже по роду своих занятий все герои (дерматолог, фотограф, стриптизерша, писатель - преимущественно, некрологов) вынуждены близко контактировать с "клиентами". Есть мысль о близости смерти - о ней напоминает трагическая развязка. Пример раздражающей близости - уже упомянутые губы крупным планом на экране. Но это изображение тоже подано с юмором. Например, "губы" говорят: "Место действия - галерея современного искусства", и картинка наливается дикими цветами, в стиле Энди Уорхолла. Подобных вроде бы необязательных выдумок в спектакле уйма, именно они и превращают почти трагическую историю в трагикомическую.

А история действительно серьезна и печальна. При ближайшем рассмотрении изъяны и слабости человека виднее, поэтому, чем больше сближаются персонажи, тем меньше друг друга понимают. И задаются вопросами: между ними - война или любовь? Что ценнее - доброта или честность? Кто совершает повороты судьбы - сам человек или случай?

Еще одно "приближение": у зрителя нет ощущения, что на сцене - Лондон, перенесение чужих проблем на нашу почву. Да и собственно литературный перевод удачный, так что каламбуры "играют" и по-русски. Даже двусмысленное "ФакS", если задуматься, вполне в тему: факс ведь тоже средство коммуникации.
Актеры "Zоопарка" непохожи на себя в прежних спектаклях, но по-прежнему играют так увлеченно, словно про самих себя. Актрисы - Екатерина Суродейкина и Наталья Кузнецова (в другом составе - Ольга Берегова) - вполне органично вписались в стиль театра. А уж насколько все это близко каждому отдельному зрителю, решать ему. Но чудо "Zоопарка" как раз в том, что театр способен сделать более близкими для зрителя даже чуждых ему героев.


Ольга ГОРНОВА.
Нижегородские Новости


оригинал статьи на сайте Нижегородских Новостей
оригинал статьи на АКИ
афиша театра
репертуар театра
ФАК'S
пресса о спектакле
сайт театра



Hosted by uCoz