КАМЕРАТА 2004. Пресса о спектакле "Что случилось в зоопарке?"

"Говоря о поиске нового театрального языка, нельзя не упомянуть и проект нижегородского "театра одновременной игры" (так он сам себя называет) "Зоопарк". Это двое актеров - Лев Харламов, наш, кстати, земляк, и Олег Шапков, которые взяли да и отважились спродюсировать собственный спектакль, не имея на это никаких средств. Помогло "Русское радио", где Харламов и Шапков пять лет работали ди-джеями. В качестве режиссера "Зоопарка" привлекли Ирину Зубжицкую (Санкт-Петербург). Пьеса Олби "Что случилось в зоопарке?", а вместе с ней и спектакль - о напрасных поисках взаимопонимания, отчаянии и бесконечном ужасе одиночества. "Именно там меня посетило редкое теперь чувство, что все хорошо и правильно делают свое дело. Чувство абсолютной гармонии между сценой и залом, давно уже покинувшее наши театральные храмы", - пишет в еженедельнике "Экран и сцена" театральный критик Татьяна Тихоновец."
Челябинский рабочий 30-09-2004

НA ЧEЛЯБИНСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ДВОЙНОЕ ОТКРЫТИЕ

Фестивальным открытием стал спектакль «Что случилось в зоопарке», показанный вчера на челябинском фестивале «Камерата».
Театр из Нижнего Новгорода «Zooпарк» удостоился высших похвал как московских критиков, так и публики. Этот тот редкий случай, когда мнение профессионалов и простых зрителей совпало. Жюри фестиваля отметило великолепный актерский дуэт Олега Шапкова и Льва Харламова, современный тактичный взгляд режиссера на пьесу Эдварда Олби, тонкий юмор видеоарта, музыкальное решение спектакля.
Еще одним театральным событием фестиваля стало открытие молодого актера Олега Шапкова, исполнившего роль Джерри.
Напомним, что постановка режиссера Ирины Зубжицкой отмечена дипломами и премиями на российских и областных фестивалях «Школа современного театра» и «Премьера сезона» и выдвинута на соискание главной театральной премии «Золотая маска». Теперь спектакль выдержал проверку и челябинской «Камератой».
Виктория Олиферчук
Урал-пресс-информ
27 октября 2004

ГРАН-ПРИ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ "КАМЕРАТА" ОТПРАВИЛСЯ В НИЖНИЙ НОВГОРОД

В минувшие выходные челябинский театральный фестиваль «Камерата» подвел итоги.
На этот раз публика увидела 10 спектаклей.
По словам члена конкурсного жюри, критика из Перми Татьяны Тихоновец, «Камерате» удалось объединить сразу два типа фестивалей - праздник для публики и лабораторию для театралов. Критики восхищались спектаклем «Что случилось в зоопарке», а зрители рукоплескали «Эвите».
В итоге приз за лучшую женскую роль достался актрисе Светлане Замараевой, исполнившей роль жены аргентинского диктатора в спектакле Екатеринбургского ТЮЗа «Эвита». Кстати, еще одна актриса этого театра была отмечена дипломом жюри - Марина Егошина - за лучшую роль второго плана.
Гран-при фестиваля отправился в Нижний Новгород. Совсем молодой коллектив «Зоопарк» стал настоящим открытием фестиваля. Напомним, на суд зрителей и жюри нижегородский театр представил свою первую работу - постановку по пьесе Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» .
Виктория Олиферчук
Урал-пресс-информ
1 ноября 2004

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НА «КАМЕРАТЕ»?

…Спасибо нашей «Камерате». Вот приехали в Челябинск два человека, и мы вспомнили, что же такое настоящий театр и зачем он. Эти два человека несколько лет назад по собственной воли покинули театр. Прошло время, и они встретились, потому что двенадцать лет носили в себе пьесу американца Олби и она двенадцать лет не давала им покоя. Из всего этого родился спектакль. Тот самый спектакль, когда мир перестаёт делиться на своих и чужих. Когда мы понимаем, что боль на всех одна и спрятаться от неё можно только на время. Почему полтора часа зал с замиранием сердца, не кашлянув, не шелохнувшись, не усмехнувшись, не зевнув, слушал Олега Шапкова и Льва Харламова? Потому, что свой непокой они передали нам из рук в руки. В тот вечер мы покидали театр с тяжёлей ношей и лёгким сердцем. Мы ощутили себя человеками.
Светлана Симакова
Вечерний Челябинск
29 октября 2004

«Вечерний Челябинск» 20041101, Светлана СИМАКОВА - «ЗООПАРК» ПОСТАВИЛИ НА ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ (Материал сопровождается фотографией на 2/3 первой полосы)
Бывшие Актеры влезли в долги, чтобы сыграть в спектакле своей мечты. И получили за это специальный диплом от нашей газеты на фестивале «Камерата-2004».
В Челябинске завершился театральный фестиваль «Камерата-2004». По его итогам наша газета наградила дипломами артистов театра «Zooпapк» Льва Харламова и Олега Шапкова из Нижнего Новгорода. Мы отметили их верность мечте профессии и театру. Потому что к спектаклю «Что случилось в зоопарке?» по пьесе Эдварда Олби два замечательных артиста шли более десяти лет. Спектакль стал лауреатом российского фестиваля Школа современного театра и нижегородского «Премьера сезона». Получил премию Нижнего Новгорода и стал соискателем Национальной премии «Золотая маска».
Пьесу Олби считают сказкой, хотя в ней все очевидно. Судите сами. Вы сидите в парке на своей любимой скамейке. Читаете книгу, скажем, Бодлера. Вдруг к вам подсаживается оборванец и начинает задавать вам вопросы. Что вы сделаете? В лучшем случае встанете и быстро-быстро удалитесь. В худшем — еще и выругаетесь. Немногие смогут стать собеседником человека из параллельного мира, который кажется космосом, небытием. Вот и во времена Олби так считали. Невозможна такая встреча.
Но оборванец в пьесе Олби, которого зовут Джерри (Олег Шапков) эти вопросы задает так, что респектабельный Питер (Лев Харламов) не может не ответить на них. А мы сидящие в зале не можем не стать заинтересованными свидетелями этого разговора. Почему? Потому что нас всех это касается. Только одни в этом честно себе признаются. А другие пытаются спрятаться. От чего? От сознания, что мы одиноки, что нам нет дела друг до друга.
Вот такой спектакль поставила режиссер из Питера Ирина Зубжицкая по просьбе двух актеров. Они хотели сделать его еще будучи студентами театрального училища. Начали и оставили затею. Поняли, что нет актерского, а главное — жизненного опыта для этой лаборатории чувств. Десять лет Олег и Лев носили в себе эту мечту. Оба поработали в театрах, оба сбежали оттуда, стали ведущими радио и телепрограмм. А мечта не отпускала. И вдруг пересеклись с Ириной Зубжицкой. Она и слышать не хотела об Эдварде Олби. А они сказали только «Зоопарк». И она сдалась.
Днем рождения театра одновременной игры «ZoonapK» стала премьера этого спектакля. Это был счастливый день
- Вы одержимы были этой пьесой и не думали, надо ли это зрителю?
Олег: Мы всегда выбираем то, что интересно прежде всего нам. А вот при постановке уже думаем, как делать спектакль, чтобы не осталось в зале равнодушных. Их мало — тех, кому активно не нравится наш театр. Мы не выплескиваем в зал происходящее, а наоборот — втягиваем зал в эту историю.
Лев: Я так для себя определил: какая то часть зала — более самонадеянные и самоуверенные они себя олицетворяют с Джерри и в конце спектакля получают по башке. Менее самонадеянные с более высоким интеллектом, но не подверженные эмоциям олицетворяют себя с Питером и тоже получают по башке. Важно, чтобы каждый зритель причислил себя к той или иной стороне. Поэтому спектакль разложен на два равных персонажа - оба одновременно идут к трагическому финалу. Они фатально втянуты в эту воронку. Вот почему спектакль называется сеансом одновременной игры.
— Вы не скрываете, что сбежали из репертуарного театра. Почему?
Олег: Я никогда не видел и не чувствовал в нашем репертуарном театре одновременной игры. Большой театр очень скоро перестал быть моим, там очень сложно договориться. Там каждый тянет в свою сторону.
— Но есть в России хоть один театр, который вам ближе?
Олег: Театр Додина, мастерская Петра Фоменко
Лев: После смерти Гаранина я не нашел для себя режиссера в сфере театра кукол, я предпочел уйти.
- Театр будет жить, но вы остаетесь работать на радио?
Олег: Радио — это зарабатывание денег на жизнь наших семей. Но моя профессия — актер. Когда я собрался поступать в театральное училище, мой папа сказал: «Олег нельзя относиться к этому всерьез. Это же хобби. Сначала получи профессию инженера-конструктора и, если тебе все- таки захочется быть актером, поступай потом». Так вот случилось, что профессия моя — актер, а все остальное — хобби, приносящее сейчас очевидные деньги. А профессия нам пока не приносит дохода.
— Чтобы сделать первый спектакль, вы взяли деньги в долг. Вам уже удалось расплатиться с кредитом?
Лев: У нас бессрочный и беспроцентный кредит. Мы договорились, что мы просто не будем брать себе ни копейки от спектаклей, пока не выплатим все. И мы этой договоренности не нарушаем. Мы не взяли себе ни копейки из зрительской кассы. За сезон мы погасили почти половину кредита.
— Как вы ответили на те вопросы, которые задает в пьесе Олби?
Лев: Мы стали меньше зарабатывать денег: решили, что не это главное. И наши жены выгнали бы нас из дому, не будь они актрисами.
Олег: А я понял, что не зря лелеял мечту вернуться в театр и не растерял, не разбрызгал профессию. А наоборот, накопил и все определил для себя. Что касается Олби, я никогда не проецировал образ Джерри на себя, потому что я благополучен в своих детях. Мое одиночество закончилось с рождением моих детей.


Елена Радченко. Журнал "Челябинск"
Гран-при фестиваля получил спектакль "Что случилось в зоопарке?" по пьесе Э. Олби в исполнении двух актеров - Олега Шапкова и Льва Харламова из Нижнего Новгорода. Это незаконнорожденное дитя, которое приютило на своей площади Нижегородское СТД. Спектакль родился потому, что ребята этого... очень хотели. Они успешно работают на радио, телевидении и даже участвуют в предвыборных кампаниях, но при этом их понимание того, каким должен быть театр, оказалось более адекватным современности, чем у некоторых государственных театров. В искусстве такое случается: никто не знает, где, когда и у кого родится нечто... Любопытно признание Льва Харламова о его театральных корнях: - Я выехал из Челябинска в шестнадцать лет с абсолютным убеждением, что нет лучше спектаклей, чем "Мертвые души", "Карьера Артуро Уи", "Соломенный жаворонок" Валерия Вольховского. И еще с теми впечатлениями, которые я вынес из спектаклей Наума Орлова, Анатолия Морозова и других режиссеров в театре драмы.


ОНИ НЕ ПРОСИЛИ, НО ИМ ДАЛИ...
Елена РАДЧЕНКО
"ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА"

Гран-при восьмого фестиваля "Камерата" получил спектакль "Что случилось в зоопарке?" по пьесе Э. Олби За девять дней фестиваля было выпито море кофе. И однажды моими собеседниками стали актеры из того самого спектакля, который жюри потом признало лучшим. Взрослые мужчины в полном расцвете сил, Олег Шапков и Лев Харламов сначала признались, что выросли они на... "Радионяне". И ничего лучшего для детей, по их мнению, еще не придумано. Потом ребята посетовали, что не привезли с собой из Нижнего в подарок фестивалю... вагон хохломы. Ну просто потому, что не любят они хохлому... Сейчас они уже не служат в государственных театрах. Олег шесть лет отдал Нижегородской академической драме, дважды уходил, один раз возвращался. Лев по окончании кукольного отделения театрального училища в Нижнем работал в театре кукол в Свердловской области, потом занимался политтехнологиями. Оба работают на радио, телевидении, записали детский мюзикл собственного сочинения. О пьесе Э. Олби ребята думали... двенадцать лет. Встречались, спрашивали друг друга: "Не пора ли?" И вот, наконец, взяли кредит - беспроцентный и бессрочный... Пригласили из Санкт-Петербурга режиссера Ирину Зубжицкую, и случился спектакль -незаконнорожденное дитя, которое, по счастью, приютило на своей жилплощади Нижегородское СТД. На фестивале "Камерата" ребята показали класс игры, позволяющий вспомнить о лучших образцах русского психологического театра. А их понимание того, каким должен быть театр, оказалось более адекватным современности, чем у некоторых государственных театров. В искусстве такое случается: никто не знает, где, когда и у кого родится нечто... Мы беседовали обо всем на свете: о корнях, почве и судьбе, о детях - зрителях и читателях, о политтехнологиях и о том, почему сейчас совсем не хочется идти в театр, даже если это дело твоей жизни... Но сначала, конечно, о корнях. - Вы оба родом из кукольного отделения Нижегородского театрального училища. С той только разницей, что Олег, проучившись два года, перевелся на отделение, где готовили артистов драматических театров. А Лев - настоящий кукольник. Почему куклы? Лев Харламов: Я выехал из Челябинска в шестнадцать лет с абсолютным убеждением, что нет лучше спектаклей, чем "Мертвые души", "Карьера Артуро Уи", "Соломенный жаворонок" Валерия Вольховского. Мне очень хотелось заниматься этой профессией, и мне кажется, что я честен перед театром кукол: я сделал все, что мог, чтобы остаться там, но, к сожалению, театр кукол сейчас в ужасном состоянии. Мы с Олегом пришли на один спектакль в Челябинский театр кукол и увидели такую небрежную работу с куклой, которая недопустима при любой степени раскрепощенности артиста. Олег Шапков: Кукла не может быть тряпкой... Л. Х.: То, что артисты делают сейчас, напоминает мне скрипача, который умеет очень красиво разговаривать, прекрасно выглядит, в него влюбляются все женщины, но при этом он очень плохо играет на скрипке. И музыки не происходит. - Тогда надо уходить? Л. Х.: Мы ушли из плохого театра, и мы сумели заработать себе на квартиры, обеспечить семьи хотя бы жильем и мебелью. - Значит, вы - не безумные романтики. Признанные гении? О. Ш.: Мы - признанные. Л. Х.: И, заметьте, нам никто ничего не дарил. О. Ш.: Недавно у нас вышла пластинка, которую мы писали четыре года. Это наш авторский мюзикл, поскольку мы не супервокалисты, мы это делаем как очень современную "Радионяню". Мы сами на ней выросли и считаем, что для детей ничего лучшего, чем Лифшиц и Левенбук, не придумано. - Вы взяли готовую форму? Интонацию? Л. Х.: Вот именно - интонацию! Мы пишем тексты, проверяем их на собственных детях, переписываем. О. Ш.: И мы не изображаем из себя мальчиков, просто существуем в современном темпоритме. Назидательных тем у нас нет. Наши слушатели - дети от 5 до 12 лет. - Как зовут ваших персонажей? Л. Х.: Клаксон и Ластик. - Итак, после определенного перерыва вы снова занимаетесь драматическим театром. О. Ш.: Но наш проект возник не от обреченности и не в пику существующим... - А как произошла ваша встреча с режиссером Ириной Зубжицкой? Л. Х.: Она сначала отказывалась от пьесы Э. Олби. Но для нас это было принципиально - не просто сделать какой-то спектакль, а именно "Зоопарк". Пьеса очень мужская, и нам показалось, что будет очень удачно поставить ее в женской режиссуре. - Успех пришел сразу? Л. Х.: Сначала мы удачно показались на фестивале "Школа современного театра" в Нижнем. Потом на областном фестивале "Премьеры сезона", когда Татьяна Тихоновец назвала наш спектакль лучшим, это вызвало шок. - Но нельзя ведь проснуться знаменитым после признания на областном фестивале? Л. Х.: Во всяком случае коллеги по-прежнему относятся к нам очень тепло. - А что с кредитом? Л. Х.: Бешеного финансового успеха у нас нет, но за сезон мы вернули половину взятого кредита, не получая гонорара. Неожиданно получили от мэрии премию "За наивысшие достижения в области театрального искусства". Это очень редко бывает, из Нижнего нужно непременно уехать в Москву... О. Ш.: И тогда вслед за тобой поедет толпа журналистов... Л. Х.: Возможно, это банально звучит, но мы в своей жизни четко руководствуемся фразой: "Никогда и ничего не просите". - Приходят и дают? Л. Х.: Человек, посмотревший спектакль "Что случилось в зоопарке?", зашел в гримерку и предложил денег на следующую постановку. Уже без отдачи. - Как вы ощущаете себя в контексте "Камераты"? Л. Х.: Мы очень рады, что смотрим все от начала до конца, иначе мы бы ничего не поняли. Мне обидно, что другие лишены этой возможности. Безусловная удача - "Эвита" Екатеринбургского ТЮЗа. Мне лично кое-что понравилось в "Скользящей Люче" кемеровского театра в постановке Евгения Ланцова, кое-что - в сценографии спектакля "Чтобы увидеть восход" волгоградской студии "Альтер-эго", кое-что в спектакле "Пришел мужчина к женщине" театра из Лобни. Категорично неприемлемым для меня был только "Великодушный рогоносец". Зрители убегали пачками со словами: "Чтобы я еще раз сюда пришел..." - Как же после таких зрительских откровений продолжать заниматься театром? Л. Х.: На самом деле сейчас театр нам мешает зарабатывать деньги и растить детей. Но мы очень надеемся, что... О. Ш.: Не говори: "мешает", так ведь и напишут... Л. Х.: Если в течение определенного времени театр будет приносить нам только успех и признание коллег и это не будет превращаться в деньги... О. Ш.: Успех - это тоже деньги! - Вероятно, должен быть механизм превращения? Л. Х.: И если он не возникнет... - Что тогда? Л. Х.: Сейчас мы пытаемся понять, что тут можно сделать. Ведь работает только сарафанное радио! Мы выбрасывали на ветер деньги, заклеивали город афишами или не заклеивали - и это никак не отражалось на количестве проданных билетов. Стандартное наполнение нашего зала - сорок пять процентов. И это несмотря на то что на пяти радиостанциях крутится реклама "Зоопарка", видеоролик по телевидению, но только через год и благодаря сарафанному радио спектакль, кажется, раскрутился. О. Ш.: Публика не ходит в театр вообще. Л. Х.: В Нижнем есть Театр комедии - весь в мраморе и золоте, главный режиссер - Валерий Белякович (возглавляющий его одновременно с московским Театром на Юго-Западе ). На третьем премьерном показе в зале уже сорок восемь человек... На "Табакерку" билеты сметаются за любые деньги. Но на третий спектакль - зал пустой. Мы пока не придумали технологии, как с этим справиться. О. Ш.: И так стыдно бывает за плохой театр... Мы знаем несколько семей, которые копят деньги для того, чтобы ходить в театр. Иногда хочется им сказать: "Не ходите туда - лучше поешьте. Или книги читайте - пришла пора. Слушайте музыку на старых виниловых пластинках, но не надо туда ходить!" Я сам-то не хожу... Только лишь по рекомендации двух людей я могу пойти в театр. - А вот скажите, что для вас - свобода? О. Ш. Если меня жена спрашивает, во сколько я сегодня приду, я или вообще не приду, или очень поздно...Время не называется, иначе о чем-то скажешь, и все!


«Вечерний Челябинск» 20041102, ВЫБОР ЖЮРИ ОГЛАШЕН
Итоги «Камераты-04» были объявлены в минувшую пятницу сразу после показа внеконкурсного спектакля «Птица Феникс» «Коляды-театра» из Екатеринбурга.
Пьеса Николая Коляды, им же поставленная, посвящена служению сцене, а потому вполне логично завершала фестиваль, где десять театров из восьми городов постарались показать лучшее, на что способны. Гран-при, как и должно быть по справедливости, жюри отдало спектаклю «Что случилось в зоопарке» (пьеса Эдварда Олби) театра одновременной игры «Зоопарк» из Нижнего Новгорода. Лучшая женская — у Светланы Замараевои («Эвита» Копи, Екатеринбургский государственныи театр юного зрителя).
Лучшая роль второго плана — Марина Егошина («Эвита», Екатеринбургскии государственный театр юного зрителя).
За яркое воплощение литературного материала в спектакле «Шел я тихо, не спеша » награжден актер и режиссер Челябинского областного театра кукол Сергей Плотов .

«Челябинский рабочий» 20041102, Олеся ГОРЮК - В "ЗООПАРКЕ" СЛУЧИЛСЯ ПРАЗДНИК
А Николай Коляда пригрозил публичным самосожжением
В минувшую субботу в Челябинске завершился VIII всероссийский театральный фестиваль "Камерата-2004" спектаклем екатеринбургского "Коляда-театра" "Птица Феникс". С обескураживающей откровенностью Николай Коляда, драматург и режиссер, показывает изнанку жизни провинциальных артистов. Николай Коляда был награжден дипломом "за действенное воплощение идеи театрального братства". А абсолютным победителем фестиваля стал нижегородский театр одновременной игры "Зоопарк". Их спектакль "Что случилось в зоопарке?", заставивший абсолютно по-новому взглянуть на известную пьесу Олби, получил две награды - Гран-при от экспертного жюри и диплом за лучший спектакль от жюри прессы.

«Вечерний Челябинск» 5 ноября 2004 г., Светлана СИМАКОВА - «ZOОПАРК» ТИХО ВЗЯЛ ГРАН-ПРИ
Театральный фестиваль «Камерата-2004» подвел итоги. Жюри до последнего момента держало втайне имена победителей. И так случилось, что вручение главных призов фестиваля прошло не на сцене.
Торжественное закрытие фестиваля было назначено на пять вечера. А в шесть по программе шел спектакль «Коляда-театра». Но тогда получалось, что спектакль «Птица Феникс» Николая Коляды (Екатеринбург) оказывался как бы за рамками фестиваля. Программу изменили. И в пять часов на сцену вышли артисты театра известного всем Николая Коляды. Закончилось первое действие, зрители отправились в буфет.
А артисты театра одновременной игры «ZooпарK» из Нижнего Новгорода — прощаться с жюри и устроителями фестиваля. Оказалось, что через час они отбывают из Челябинска. Вот тут-то и пришлось открыть все секреты. Жюри фестиваля и жюри прессы отдали свое предпочтение именно этому дуэту замечательных артистов. Олег Шапков и Лев Харламов получили Гран-при фестиваля «Камерата-2004» за свой спектакль «Что случилось в зоопарке?» и диплом жюри прессы. Конечно, зрителей в зал приглашать не стали. Все главные призы фестиваля были вручены в узком кругу, в кабинете главного режиссера Камерного театра. Но радость артистов от этого меньше не стала. Я видела эти счастливые лица ведь и мне пришлось поздравлять ребят и вручать им дипломы «Вечерки» в это же самое мгновение.
Торжественное закрытие фестиваля и вручение остальных, не менее престижных дипломов, состоялось час спустя. Актриса екатеринбургского ТЮЗа Марина Егошина получила диплом фестиваля за лучшую роль второго плана в спектакле «Эвита». Актер и режиссер Сергей Плотов (Челябинск) по праву награжден дипломом за яркое воплощение литературного материала в спектакле «Шел себе я тихо, не спеша». За лучшую женскую роль диплом вручен актрисе екатеринбургского ТЮЗа Светлане Замараевой, сыгравшей Эвиту Перрон. Также журнал «Действующие лица» вручил диплом за действенное воплощение идеи актерского братства «Коляда театру». Всем этим победителям уже рукоплескал зрительный зал.


главная страница сайта

афиша спектакля "Что случилось в зоопарке?"

пресса о спектакле "Что случилось в зоопарке?"

репертуар театра



Hosted by uCoz