ПО МАРШРУТУ «МОСКВА-ПЕТУШКИ»

…когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне ведь, собственно, и надо было на Курский вокзал, а не в центр, а я всё-таки пошёл в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: всё равно ведь, думаю, никакого Кремля я не увижу, а попаду на Курский вокзал…

В. Ерофеев, «Москва – Петушки»

И Кремль, и Курский вокзал, и огромная буква «Ю» уместились в прошлую пятницу на нескольких квадратных метрах сцены Дома Актёра. Метафорически – алкогольную поэму «Москва – Петушки» помог в очередной раз прожить и прочувствовать нижегородский театр одновременной игры «Zоопарк».

Осторожно, двери закрываются…

«Электричка», по старой совковой традиции, опоздала на полчаса с гаком. «Пассажиры», то бишь зрители, еле вместились в зал (или вагон?) даже с учётом всевозможных дополнительных стульев и банкеток. А гардероб, с которого, как известно, начинается театр, физически не смог вместить все шубы-куртки-шапки. Ну да не суть. Созерцать действо и сопереживать герою это не помешало не на йоту. Венечка сумел показать не только и не столько образ алкоголика-интеллигента, слившегося с реальностью или же искалеченного оной. Он сумел показать чувства. Не те, которые возвышенные, а те, которые испытывает человек, размазываемый лицом по стене подъезда. И буквально, и фигурально. Мой знакомый москвич, которого я после долгих уговоров привёл на спектакль, без ложной патетики сообщил, что увиденное – «круче «Фауста» Гёте». Он видел «МП» на сцене легендарного театра на Таганке. Так вот у нас, в Нижнем, ему удалось действительно понять внутренний мир человека, а не только увидеть картинки из ностальгического прошлого, иллюстрирующие незабвенную поэму Ерофеева.
Нашлись в зале люди, до этого не читавшие Венечку. Вот ведь оказия какая! Теперь выбора не осталось – в магазин (вовсе не за розовым крепким по «рупь шесят две», а за томиком Ерофеева), на диван – и в недалёкое прошлое…

Машинист и проводники

Безусловно «МП» - это бред. Так считает режиссёр спектакля. Вещь, бесспорно, сильная и легендарная. Не менее, пожалуй, чем «Мастер и Маргарита». По крайней мере, ближе и роднее. И смелость замахнуться на неё нужна преизрядная. За что создателям уже – большой «решпект».
Поставила спектакль Ирина Зубжицкая, а сыграли Олег Шапков, Лев Харламов и Юлия Косарева. Чтобы «прожить» московской жизнью, прочувствовать весь маршрут Венечки, создатели спектакля специально нарисовали карту маршрута, выучили Москву – на предмет «где эта улица, где этот дом». Была даже задумка прокатиться по всему маршруту «Москва - Петушки».
Любопытно, что роль главного героя – это не роль одного актёра, а коллективное творение. Венечка – не только артисты на сцене. Он в той или иной степени – каждый из нас.
- Герой – наш ровесник, тридцати с лишним лет. Мне он интересен как личность, чем он занимается, как живёт,- говорит актёр Олег Шапков. – Что скрывать, он сильно пьющий интеллигентный человек. Произведение об одиночестве творческого человека, который не стремится влиться в социум, стать частью «мы». Куда же при этом без спиртного! Алкогольная тема, конечно, есть, но она не доминирующая. И бутылки на сцене – пустые и без «рекламных этикеток».
- Сюжет условный: Веничка едет в гости к любимой. Повесть – описание пути. Всё происходит в голове, - продолжает актёр Лев Харламов. – Поэтому и декорации абстрактные, нет вокзала, поезда. Чистый субъективизм. Спектакль построен на ассоциациях, угадываниях. Сценическое пространство останется пустым. Да и костюмы простые – старая одежда советского времени, обувь «с историей»…

Костюмер от соцреализма

Модельер Елена Евграфова с «Zоопарком» работает уже давно. Правда, в этот раз ничего экстраординарного придумывать не пришлось. Костюмерной послужили чердаки и бабушкины сундуки.
- Что касается костюмов, то у Ерофеева нет практически никаких упоминаний об одежде героев. Но это ведь и так понятно: далеко не индпошив – массовый стандарт эпохи соцреализма. Советский Союз шестидесятых годов – многие бомжи до сих пор донашивают наследие прошлого. Моя работа была – соблюсти каноны. Причём так много интересных вопросов возникает. Вот, например, на рубашках тогда кармашки были маленькие. Совсем. Что это – дань моде, экономия ткани или чтобы только партбилет умещался или пропуск на завод? А пальто я делала – это просто ужас. Какие-то хлястики, кармашки, пришитые уже, наверное, третьими хозяевами этого пальто. Подкладка несколько раз перелицована… Боролась с искушением заштопать дырки. У каждой вещи такая история! Порой тяжёлая. С ней работаешь – иногда голова разбаливается. Аура вещи… Она же помнит всё. В том же пальто трое бывших хозяев умерли, по-моему. Может, один из них был Венечка?..

Евгений Богушев

День Города №7


Евгений Богушев
пресса о спектакле "М-П"
"М-П"
афиша театра "Zоопарк"
репертуар театра "Zоопарк"
сайт театра "Zоопарк"



Hosted by uCoz