«Москва - Петушки» - прочтение насквозь  


«Ничего, ничего, Ерофеев... Талифа куми, как сказал Спаситель, то есть встань и иди... встань, оботри пальто, почисти штаны, отряхнись и иди»
Премьера еще впереди; это записки с репетиции(!) спектакля. Ты
одновременно и мешаешь (режиссеру и актерам), и пытаешься помочь им
понять, что ты чувствуешь как зритель, что на тебя действует, а что нет.
Слушая диалог режиссера Ирины Зубжицкой с главным героем, на своей шкуре
чувствуешь, где он не прав, а где она его не поняла. Веничка - Олег Шапков
- просто фантастически сумел пропустить через себя то время, того человека
со своим особым зрением. Он добивался этого на пределе искренности, и
иногда трудно было переключиться в реальность и понять, разговаривая с
ним, он уже здесь или еще там? Это спектакль одного актера, где все
телодвижения главного героя «считываются» зрителем, и только они и
действуют на подсознание. Шаг - вправо, шаг - влево уже будет пунктир, и
нить оборвется. «Сон али явь, или я уже умер, тогда что же было вчера». Он
вне времени, и сквозь реальное просвечивает «иное». Размазанный мордой по
стене подъезда человек, кто он? У Олега получилась такая пластика, я давно
не видела такой говорящей пластики чувств, ощущений и страданий. Плюс
виртуозная словесная игра, интонация иронического балагурства. Он готов
смешить бескорыстно, ни на что не рассчитывая, лишь бы компанию
поддержать. У Ерофеева было любимое стихотворение Саши Черного
«Стилизованный осел» и строчки такие: «Я люблю апельсины, и все что
случайно рифмуется». В этой нелепице можно распознать ключ к поэтике
Ерофеева и к этюдам «Талифа куми», созданным режиссером Ириной Зубжицкой.
Вопрос режиссеру:
- Чем вас привлекает творчество Ерофеева? Или это тоже «мечта детства»,
как «Случай в Зоопарке»?
- Во-первых, «Москва - Петушки» - это уже, конечно, брэнд, и
исключительная литература, это лично мое мнение... Во-вторых, я так
понимаю, нам всем четверым хотелось испытать что-то такое, что потребовало
бы от нас некоего душевного напряжения сил. Что не факт, что получилось. И
опять же меня восхищает смелость актеров - Левы, Олега, Юли, которые почти
на заклание идут. Еще, рассматривать литературное произведение «Москва -
Петушки» можно всяко-разно. И нам интересно было попробовать: получится ли
у нас драматическая версия? Это, скорее, этюд на тему, не иллюстрация, я
надеюсь. Мы взяли интересный материал и пытаемся доступными нам на
сегодняшний момент средствами как-то пропустить эти события через себя,
сегодняшних. Насколько это получится, неизвестно, но интересно. Тут даже
не в том дело, что нас не интересует мнение зрителей, так быть не может по
определению, да и не в этом дело... Хотелось бы, чтобы то, на что мы
потратили много времени и сил, оказалось востребованным, но мы готовы к
любому повороту событий.
- А как вы относитесь к проекту Михаила Угарова «Театр.doc»?
- Да никак не отношусь, не видела ни одного спектакля. Может быть,
конечно, что-то и видела, но не запомнила. Это же литературные чтения в
принципе, чаще всего.
- А Ерофеевский герой, валяющийся в подъезде и смачно ругающий все и всех?
Это тот же doc, только 70-х?
- Может быть, да, но порядков на пять выше, скажем так. Можно же и
туалетную бумажку читать вслух, и это будет зрелище. Можно даже ее долго
разматывать, и это тоже будет хорошо. Только ради чего? Опять же все эти
современные попытки вытащить театры из рутины определенной, в которой они
собственно и не виноваты... Я не очень знакома с этими театрами, но
понимаю, что они пытаются найти новые способы выражения, но при этом есть
такая вещь, как профессионализм, а они зачастую работают с самодеятельными
артистами. Мне кажется, что Иван Вырыпаев (его пьесы идут в «Театре.doc»)
- один из самых интересных драматургов современности. Я смотрела его
«Кислород» - это не спектакль, это скорее перформанс какой-то. Если идешь
запрограммированным на спектакль, можешь быть разочарован, но если
настраиваешь себя на перфоманс, то будешь очарован и будешь думать: вот
это круто, это спектакль, наверное! Это одна из форм общения, которая
очень имеет право на существование! Там важна сиюминутная волна общения со
зрителем, которое, к сожалению, театр сейчас теряет в принципе.
- Насколько же, по-вашему, Веничка выше, чем то, что делает Угаров?
- Понимаете, дело в чем, я не филолог, никаких литературных законов я не
знаю, я только могу их почувствовать, но понять то, что у Ерофеева мало
лишних слов, я могу. Как в любом стихотворении, выкинь это слово или
поменяй его, что-то потеряется. Какая-то канва, которая в результате
приводит к нужной мысли, к нужному ощущению, к нужному набору... Так вот,
большая часть современной драматургии ничего не теряет от перестановки
слов. Вот в чем существенная разница. Это не говорит о том, что одно хуже
другого, это просто разные вещи.


.
Юлия КУБАРЕВА
"Досуг в Нижнем"
Фото Михаила Вертлина


.
пресса о спектакле "М-П"
о спектакле "М-П"
афиша театра "Zоопарк"
репертуар театра "Zоопарк"
сайт театра "Zоопарк"


 

Hosted by uCoz