КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ГЛАЗАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ СЕРЖА ПЛОТИЦЫНА

[фрагмент] (более полная версия)

Целых два спектакля по поэме Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки"
были показаны нижегородским зрителям на сцене Дома актера в марте.
("М - П" - театр "Зоопарк" в постановке питерского режиссера Ирины Зубжицкой
и "Москва - Петшуки" - "Рок - драма" в постановке Михаила Висилицкого)
Кто после этого может сказать, что жизнь театрального андеграунда
не бьет ключом... по головам зрителей?
Театр Висилцкого долгое время держал пресловутую пальму первенства,
полностью заполняя своими широкими плечами узенькую нишу местной театральной
альтернативы. Ну просто в гордом одиночестве, прям как в там анекдоте про
Неуловимого Джо. Не всегда, правда, получалось, но неоспоримый талант,
свой взгляд, поиск нетореных путей видны были без бинокля.
И вдруг нижегородские актеры Олег Шапков, Лев Харламов и К. затеяли
свой цирк, то есть "Зоопарк" - так они назвали свой собственный театр.
То, ч о у них тоже свой взгляд, стало ясно по выбору еще первой пьесы
совершенно шикарного, но проблемного и нераскрученного Олби . Отсюда
и трудности.Ну, право, кто же кричит с порога: " Вы читали последнего
Пелевина? Или Олдоса Хаксли?" Все говорят: " Здравствуйте! Как ваше
драгоценное здоровье? Не желаете ли "Петушков?"
И вот - на одной площадке схелстнулись, прям как у Соловьевского
барьера. Хотя уверен, что не специально, а вот такая ироничная
театральная фишка.
Мне иногда жаль Висилицкого. Я в свое время много спорил с ним,
пока однажды не понял, что это медицинский случай. Нормальные граждане
вон и на первый этаж неохотно селятся, а здесь им вообще предлагают
духовный подвал, темный, вонючий и полный крыс. На фига людям такое
творческое кредо, вектор, указующий на помойку? Хоть и ни одного
матерного слова не звучало на спектакле, а общее ощущение некомфорта,
какой-то духовной порнографии висело в воздухе, словно в общественной
курилке кто-то поджег засаленную стельку.
Что и говорить, до слез жаль нас бедных зрителей, а что уж говорить
про актеров? Бедные в квадрате? В кубе? Хотя по виду и не скажешь, ибо
под твердой рукой режиссера молодые и талантливые играли очень даже
прилично. Практически все актеры "ЛГУНа" (студенческого театра
лингвистического университета) в окрошке первого ата выглядел органично,
за исключением некорректного ляпсуса с Зоей Космоддесьянской. Остается
только уповать, что не весь подлый смысл происходящего на сцене доходит
до неиспорченных головок. Хотя, как знать?
Признаться , со страхом я ожидал второго акта: очень уж казалась
неподъемной роль Венички в ключе капустника. Все-таки танцы танцами,
а ... И ведь поразил меня актер Рома Машенькин, удивил и обрадовал.
Растут люди! И даже профессиональные бальные перлы смотрелись вторично,
настолько на первый план вышло именно драматическое освоение роли. Смешно,
но убедительно.
Сказать, что Таня Парамонова подтвердила свой уровень мало, а явить
что-то больбшее не позволяла многоликая, и одновременно безликая роль.
Хотя Лене Моховой и Диме Терентьеву вообще досталась подтанцовка.
Так по внешней канве и пробежалась "Рок- Драма", явив миру речевочную
сыгранность, балаганный задор, сосредоточившись на похабных придумках про
туалет по-маленькому и достатчно необычному обыгрышу слогана станци
Серп и молот, при всем при том напрочь исключив заложенный в поэме пафос
одиночества и трагедию непонимания и неприятия.
"Зоопарк" же вознес "Москву_Петушки" в пентхаус имено благодаря наличию
п. и м. И нисколько не в пику. Просто, когда едешь в одной электричке,
можно стотреть налево, а можно направо.
Хоть и принято, что рефери не должен болеть за одну команду, но ведь
я ж еще и простой зритель, который вышел из зала в смятенных чувствах.
А это значит, что был катарсис, а значит и БЫЛ спектакль. Остается
погоревать за зрителей, еще не видевших нашего отечественного шедевра
и призвать их на него. И очень приятно было сидеть в полном зале.
Что Шапков не может не выкладываться, зритель увидел еще в пьесе Олби.
Но то, что крепкий и темпераментный актер, кандидат на брутальное амплуа
тонко пошел по рали и сыграл ранимого ит безответного, дорогого стоит.
Поразил и Харламов. Обаятельный и интеллигентный радиоведущий отыгрывал
местами такие жесткие моменты, что просто мороз по коже.
Долго пряталасьь в тени (буквально) Юля Косарева, пока пронзительно
не выстрелила в петушковской сцене.
И как не сказать слова восхищения и благодарности режиссеру Ирине
Зубжицкой. Даже как-то и не хочется со скальпелем в руке приближаться
к ражиссуре такого уровня, настолько все понравилось: и работа с актерами,
и проработка мизансцен, и сами сценические средства. Чего только стоят две
пьянки, в дому и в подворотне, которые по сути своей и не пьянки вовсе,
а форма общения, попытка сказать пусть нелепое, но сокровенное, поиск
в конечном счете тепла и любви.
Да, и спасибо, конечно, хореографу Асие Горбачевой за верность
лозунгу:"Танцуют, все!"

Информационно – аналитический журнал НАШЕ НЕЗАВИСИМОЕ ВРЕМЯ

№ 04(06)2006 Май


"М-П"

пресса о спектакле "М-П"

пресса о театре "Zоопарк"

афиша театра "Zоопарк"

театр "Zоопарк"



Hosted by uCoz